Особенностью Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования является их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; ГОС указывает на реальные виды деятельности.
Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную активность.
Основной формой обучения в общеобразовательной организации сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть педагогов придерживаются традиционной классической методики обучения. В любом профессиональном деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому. Поставленная задача требует перехода к новому системно – деятельностному обучению, которое, в свою очередь, связано с принципиальными изменениями деятельности учителя. Сегодня изменяются и технологии обучения, осуществляется внедрение информационно-коммуникационных технологий; открываются значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому учебному предмету.
Курсы повышения квалификации для педагогов специальных общеобразовательных школ-интернатов, которые начинают свою работу с 04 февраля на базе ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» по теме «Современный урок в системе специального образования», дадут возможность увидеть принципиальные отличия стандартов, которые нацеливают на результаты освоения адаптированных основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
В чем же новизна современного урока в условиях введения Государственного образовательного стандарта? Необходимо чаще организовывать индивидуальные и групповые формы работы на уроке; постепенно преодолевать авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, чётко сформулировать тему, цель, задачи урока. Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с детьми и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками. Педагог организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся. В центре внимания урока — дети; где учитывается уровень психофизических возможностей каждого. Меняется типология уроков: уроки «открытия» новых знаний, урок отработки умений и рефлексии, уроки общеметодологической направленности, уроки развивающего контроля. Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Учитель, его отношение к образовательному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ГОС к организации учебно-воспитательного процесса в образовательной организации не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки.
Кафедра менеджмента образования и психологии
Отдел специального и инклюзивного образования |