В конце октября 2018 года в Российском университете дружбы народов прошла ежегодная Всероссийская конференция «Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) в современных условиях. Ключевые ориентиры», организованная Министерством просвещения Российской Федерации.
По данным Минпросвещения России, сегодня в стране действуют 83 центральных и 1315 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий. Масштабная конференция объединила более 1500 участников – специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, курирующих вопросы образования, руководителей и специалистов психолого-медико-педагогических комиссий.
В ходе встречи обсуждались предстоящие изменения в нормативном регулировании деятельности ПМПК, актуальные вопросы дифференциальной диагностики детей с расстройством аутистического спектра, задержкой психического развития, а также вопросы, связанные с новым направлением в деятельности ПМПК – подготовкой рекомендаций образовательным организациям по определению условий организации индивидуальной профилактической работы для детей с девиантным поведением. Пленарное заседание транслировалось в онлайн-режиме.
В работе конференции приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгина, которая подчеркнула, что ПМПК должны занимать особое место в системе образования. Именно специалисты ПМПК определяют, каким образовательным маршрутом должны двигаться дети с особыми образовательными потребностями.
«Мы планируем перейти к централизованной модели, когда все ПМПК в регионе должны будут работать на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Вместо территориальных ПМПК будут филиалы одной комиссии, специалисты которых войдут в штат ППМС-центра, который получит государственное задание на оказание услуги», – заявила Татьяна Юрьевна.
К 1 января 2020 года все регионы должны будут перейти к централизованной модели деятельности комиссий, для этого будут внесены соответствующие изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и подзаконный акт, регламентирующий деятельность ПМПК.
Сегодня в подготовленных поправках в федеральное законодательство в сфере образования понятие «ограниченные возможности здоровья» заменяется на «особые образовательные потребности», предельный возраст обращения в ПМПК не будет ограничен 18 годами, исключится норма о рекомендательной норме заключения для родителей, оно станет обязательным.
Для обеспечения методической помощи образовательным организациям, для консультирования родителей создаются федеральные ресурсные центры, а регионы создают по аналогии свои ресурсные центры по оказанию методической помощи образовательным организациям в организации обучения детей с особыми образовательными потребностями. Таких центров сейчас в РФ четыре: в Пскове – по работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, в Санкт-Петербурге – по работе с детьми с нарушениями зрения, два центра в Москве – по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Институт коррекционной педагогики РАО принял активное участие в работе конференции. Тематика выступлений сотрудников Института охватила целый ряд актуальных для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий проблем: «Концептуальный подход к обследованию на ПМПК детей с расстройствами аутистического спектра», «Образовательный маршрут, как результат обследования ребенка на ПМПК», «Комплексное обследование ребенка раннего возраста на ПМПК», «Диагностическая дифференциация вариантов развития детей с ЗПР к началу школьного обучения», «Дети с кохлеарными имплантами: современные показатели достижений в реабилитации и определение образовательного маршрута специалистами ПМПК», «Дифференциальная диагностика и определение специальных условий получения образования для детей с расстройствами аутистического спектра» и другие.
С материалами конференции можно ознакомиться на официальном сайте Минпросвещения России: https://edu.gov.ru/
Кафедра менеджмента образования и психологии
Отдел специального и инклюзивного образования |