Сегодня в Донецкой Народной Республике осуществляется процесс трансформации системы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, переход ее на качественно новый этап развития.
Деятельность дошкольных образовательных организаций, которые оказывают образовательные услуги детям с особенностями развития, регламентируется согласно Закону ДНР «Об образовании» (постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики №1-23311-НС от 19.06.2015), Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении ДНР (приказ МОН ДНР № 23 от 29.01.2015), Государственному образовательному стандарту дошкольного образования Донецкой Народной Республики на 2015-2017гг. (приказ МОН ДНР № 326 от 17.07.2015), Порядка комплектования дошкольных учреждений (ясли-сад) компенсирующего типа, групп компенсирующего типа в составе дошкольного учреждения (ясли-сад) комбинированного типа, детских садах предшкольного возраста (приказ МОН ДНР № 387 от 10.08.2015), Типовой образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» /сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В.,Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И.,Голяева Т.В., Горбачева Л.В., Липанова Е.И.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 223 с. (приказ Министерства образования и науки ДНР № 409 от 18.08.2015).
Приоритетным направлением в работе администрации каждой дошкольной организации становится создание системы организационно–управленческого, методического сопровождения введения нового стандарта и действующего программно-методического обеспечения.
В условиях реализации новой Типовой образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», рекомендовано поэтапное создание авторских адаптированных образовательных программ как программ психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребенка, которыми определяется объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Содержание программного документа должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, охватывать приоритетные направления развития и обучения детей при реализации базовых образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Материалы для конструирования адаптированной образовательной программы развития детей с ограниченными возможностями здоровья изложены в разделе «Коррекционная и инклюзивная педагогика» Типовой программы, в котором представлена модель реализации стандартов дошкольного образования и специфика методического сопровождения образовательного процесса «особенных» воспитанников.
Содержание базовых направлений работы (реализация образовательных областей) рекомендовано сочетать со специальными коррекционными областями, среди которых могут быть: «Развитие зрительного восприятия» (для детей с нарушениями зрения), «Развитие слухового восприятия и обучение произношению» (для детей с нарушениями слуха), «Развитие и коррекция общих движений, совершенствование физиологических возможностей мышц кистей и пальцев рук» (для детей с недостатками двигательной сферы) и другие.
В случае, когда программа не может быть полностью освоена детьми с ограниченными возможностями здоровья, предусматривается проектирование индивидуальных программ развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
С целью эффективной реализации программы развития ребенка в каждой дошкольной организации должны быть созданы условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для данной категории детей методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования.
Для обеспечения коррекционной составляющей адаптированной образовательной программы дошкольной организации рекомендовано использование специальных (коррекционных) программных продуктов, авторских технологий и методик.
С целью трансформации в практику работы достижений специального дошкольного образования Российской Федерации рекомендуем ознакомиться с широким спектром программно-методического обеспечения методическими комплектами, системами мониторинга к ним, которые апробированы широкой практикой:
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи /Л.Б.Баряева, Т.В.Волосовец, О.П.Гаврилушкина, Г.Г.Голубева и др. /под. ред. проф. Л.В.Лопатиной. – СПб., 2014. – 386 с.
- Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности в ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» / Н.В.Нищева. – СПб.: Детство-пресс, 2014. – 203 с.
- Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова. – М.: Просвещение, 2009. – 188 с.
- Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова. – М.: Дрофа, 2009. – 189 с.
- Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
- Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью /Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина, А.П.Зарин, Н.Д.Соколова. – СПб.: СОЮЗ, 2003. – 320 с.
- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / Под общей ред. С.Г.Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 96с.
- Специальное образование дошкольников с ДЦП. Учебно-методическое пособие / И.А.Смирнова. – СПб.: Детство-пресс, 2003. – 160с.
- Я не хочу молчать! опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард / Э.И.Леонгард, Е.Г.Самсонова, Е.А.Иванова – М.: Теревинф, 2009. – 144 с. и другие.
Программно-методическое сопровождение представлено на страницах сайтов: Федерального института развития образования МОН Российской Федерации (http://www.firo.ru), издательства «Мозаика-Синтез» (http://msbook.ru), , издательства «Детство-Пресс» (http://www.detstvo-press.ru), «Творческого центра «Сфера» (http://tc-sfera.ru), Донецкого информационно-методического центра образования (http://donimce.com.ua ).
Хотелось бы подчеркнуть, что в условиях перехода на новые образовательные стандарты, каждая дошкольная образовательная организация республики, должна сориентировать свою деятельность на создание инновационной среды для всех участников образовательного процесса и апробации своей авторской модели обеспечения основных ориентиров дошкольного образования: доступности, качества и эффективности.
Центр специального и инклюзивного образования
|