Инновация вовсе не означает
изобретать каждый раз колесо;
инновация может означать совершенно новый взгляд на давно всем известное.
Эсте Лаудер
Система образования Донецкой Народной Республики претерпевает трансформации, связанные с внедрением новых Государственных образовательных стандартов и, как следствие, происходит смена образовательной парадигмы.
В Донецкой специальной общеобразовательной школе-интернате I-III ступеней № 19 прошёл семинар-практикум «Инновационные педагогические технологии — требования нового образовательного стандарта», цель которого была обусловлена необходимостью систематизации теоретических знаний и обобщения передового опыта по проблеме.
Задачи семинара - практикума: консолидация в процессе работы педагогов образовательной организации с целью поиска оптимальных и эффективных путей обучения, развития детей с ограниченными возможностями здоровья; включение педагогического сообщества в деятельность по освоению и использованию инноваций в практике обучения, воспитания и коррекции обучающихся с нарушенной слуховой функцией; использование педагогами ресурса семинара-практикума с целью повышения своей профессиональной компетентности.
Профессиональное развитие педагога - важнейший ресурс образовательной организации. Умение обобщать, презентовать и тиражировать свой опыт - важнейший показатель уровня компетентности каждого.
В теоретической части семинара-практикума Козинец Р.В., заместитель директора по учебной работе, учитель-дефектолог раскрыла методологические основы проблемы, где инновация является конечным продуктом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, изобретений и рационализации. Под инновацией следует понимать не всякое новшество или нововведение, а только то, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы. В новых стандартах образования четко обозначены требования к результатам образования, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. Задача системы образования - делать все возможное для достижения обозначенных результатов.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаёт условия для смены видов деятельности обучающихся. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.
Практическая часть семинара прошла в виде марафона инновационных методов и приемов. Педагоги школы предлагали вниманию разнообразные педагогические технологии, апробированные и модернизированные с учетом нозологии обучающихся.
Степаненко Т.В., учитель начальных классов, презентовала интерактивный прием «Кластер», при котором у глухих детей развивается вариантность мышления, способность устанавливать причинно-следственные связи.
Козинец Р.В., заместитель директора по учебной работе, учитель русского языка и литературы представила адаптированную методику применения приема «Инсерт» - приёма технологии развития критического мышления, на уроках филологической образовательной отрасли, которая используется для формирования умения систематизировать и анализировать информацию.
Корытько Н.В., учитель физкультуры анонсировала активный прием «Шаг за шагом», который можно использовать для активизации полученных ранее знаний, для закрепления лексики.
Иванов М.М., учитель географии и истории, провел мастер-класс по использованию Фишбоун», на уроках образовательных отраслях «Естествознание» и «Обществоведение».
О «Толстых и тонких вопросах», о приеме «Ромашка Блума» рассказала учитель Юдина Т.Л., учитель русского языка и литературы.
Гонтарь А.Т., сурдопедагог, учитель русского языка и литературы презентовала прием «Письмо по кругу» с целью актуализации субъектного опыта, развития аналитического подхода к любому материалу; «Создай паспорт» («Заполни формуляр») - прием для систематизации, обобщения полученных знаний.
Дудина Ю.И., учитель украинского языка и литературы рассказала о приеме «З-Х-У», который отображает три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
С методом программированного тестирования на уроках как с одним из видов контроля за уровнем и качеством знаний обучающихся познакомила Чуйкова М.С., заместитель директора по воспитательной работе, учитель химии.
Абдинова Д.В., учитель начальных классов показала интерактивныйприем «Автобусная остановка», целью которого является научить глухих ребят обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Рассказала, что организовав автобусные остановки в разных углах учебной комнаты, урок можно провести в динамичном, интерактивном режиме.
Бокова Ю.В., воспитатель продемонстрировала продукты использования приема «КТД» как способа организации яркой, наполненной трудом и игрой, совместным творчеством и личной радостью коллективной деятельности.
Стеценко А.В., учитель-дефектолог, учитель математики представиламетодику математического моделирования (МММ) - прием построения схем простых текстовых задач, цель которого является овладение детьми простейшими способами анализа простой задачи, расширения активного словаря, развития словесно-логического мышления глухих учащихся.
Знакомство с упражнениями энергизаторами - упражнения для разрядки, снятия напряжения, повышения энергетического потенциала учащихся на уроке учитель математики Высочанская С.А. провела в виде тренингов.
Воронова Н.Г., директор школы, учитель РСЗВ и ФП, Молоканова В.Д.,учитель РСЗВ и ФП, Ванина Е.Н., учитель начальных классов презентовали мнемотехнику. Применение мнемотаблиц на уроках и занятиях решают задачи, направленные на развитие основных психических процессов глухих обучающихся.
Прием «Черный ящик» учитель биологии Головина А.И. провела в виде деловой игры, во время которой педагоги по вопросам - подсказкам определили объект, находящийся в «черном ящике».
Немаловажной современной педагогической инновацией являются воспитательные технологии, которые формируют культурный портрет ученика, а также дидактические технологии. Это метод «Попс», разнообразные игротехнологии, робототехнологии, с которыми познакомили педагоги Буданова Е.П., Васильева В.М., Лондаренко С.Ю, Садковая О.А.
Внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный, коррекционный процесс школы предполагает психолого-педагогическое сопровождение. Социальный педагог Ермолаева В.Л. и школьный психолог Гицарева Е.В. предложили вниманию педагогов данные мониторинговой диагностики познавательной деятельности, мотиваций обучающихся школы, которые показали положительную динамику благодаря использованию инноваций на уроках и занятиях.
По итогам работы семинара можно сказать с уверенностью, что школа располагает большим, разнообразным арсеналом педагогических инноваций, эффективность применения которых зависит от сложившихся традиций в образовательной организации, способности педагогического коллектива воспринимать, модернизировать, адаптировать современные педагогические технологии с учетом психофизических возможностей и индивидуальных способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр специального и инклюзивного образования
|