Ежегодно, начиная с 2004 года, 19 ноября в России отмечается Международный день дефектолога – профессиональный праздник специалистов психолого-педагогического сопровождения.
Дефектолог – специалист, который помогает ребенку постигать окружающий мир, подросткам и взрослым с особыми образовательными потребностями обрести уверенность в себе, справиться с проблемами. Адаптация особенных детей в общество – нелегкая задача, которая стоит перед специалистами – дефектологами. Поэтому работа дефектолога сегодня особенно важна. Специалисты по работе с детьми с особыми образовательными потребностями востребованы в детских садах и школах, детских центрах, санаториях, медицинских центрах всей страны.
В России понятия «дефектолог» и «дефектология как наука» прошли долгий исторический путь, в начале которого они были связаны исключительно с благотворительной деятельностью. В 1806 году в Санкт-Петербурге было открыто первое училище глухонемых, а в 1807 – Институт слепых, организованный с помощью выдающегося французского тифлопедагога Валентине Гаюи. В 30-е годы XIX века появились и первые специализированные труды В.И. Флери и Г.А. Гурцева по обучению и воспитанию глухонемых детей. А в 1858 году доктор Фридрих Плятц открыл в Риге лечебно-педагогическое заведение для умственно-отсталых детей. Однако до конца столетия работы по созданию научного подхода к изучению, воспитанию и обучению особых детей велись неравномерно. Наибольшие успехи были достигнуты в работе с глухонемыми детьми.
Во второй половине XIX века специальная педагогика претерпевает значительные изменения. Начинают складываться национальные научные школы сурдо-, тифло- и олигофренопедагогики, подниматься вопросы социальной адаптации и интеграции детей с отклонениями в развитии в общество посредством воспитания. Именно в этот период воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии стало формироваться как педагогический компонент социализации. Идея общественного образования детей с отклонениями получает особенно значительное развитие в начале XX века, в трудах многих ученых отмечается невозможность решения проблем образования таких детей без участия общества. Большинство педагогов называют необходимость подготовки детей к практической жизни главной целью своей образовательной и воспитательной деятельности. Выходят в свет многочисленные научные труды – М.В. Богданова-Березовского, Г.Я. Трошина, Г.И. Россолимо, И.А. Сикорского, Ф.А. и Н.А. Рау, первое учебное пособие для дефектологов под ред. В.П. Кащенко. Открываются и успешно работают различные экспериментальные заведения – санатории-школы, фермы-школы, училище-хутор, врачебно-педагогические институты. С 1908 года в Москве формируется научно-практический дефектологический центр на базе школы-санатория В.П. Кащенко, который впоследствии станет базой для подготовки педагогов-дефектологов и родоначальником будущего Института дефектологии АПН (ныне Институт коррекционной педагогики).
В послереволюционные годы научные исследования в области дефектологии были продолжены. Усилиями В.П. Кащенко создается система подготовки педагогов-дефектологов для нужд страны, действующая сначала в рамках Педагогического института детской дефективности, затем в стенах 2-го МГУ и МГПИ. Ведется работа по широкой популяризации знаний об «особых» людях и детях. К началу 30-х годов происходит переосмысление накопленного опыта и выдвижение новых положений в дефектологии. Это связано с научной и общественной деятельностью Л.С. Выготского и его последователей. С этого момента проблема изучения ребенка с отклонениями была поднята на совершенно другой уровень.
Дефектологию начинают рассматривать как комплексную медико-педагогическую науку, а сурдо-, тифло-, олигофренопедагогики становятся ее отраслями. Логопедию признали интегративной наукой, объединяющей знания из медицинской и педагогической областей. Подготовка педагогов ведется на специальных курсах, в рамках системы заочного обучения. С течением времени была введена специализация и многоуровневая подготовка дефектологов, система компетентностного подхода.
Сегодня получить образование по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» можно в 120 вузах Российской Федерации. Широко распространены профили подготовки «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Тифлопедагогика», «Дошкольная дефектология», «Специальная психология» и др. Открываются новые сочетанные направления подготовки специалистов, например, «Начальное образование и Специальная педагогика», программы по подготовке специалистов, работающих со взрослыми людьми.
Основным научным центром России в сфере дефектологии с 30-х годов XX века становится и по сей день является Институт коррекционной педагогики, в котором ведется научная и исследовательская деятельность по всем нозологическим группам, а также осуществляется системная работа по повышению квалификации специалистов, работающих с особенными детьми в соответствии с запросами общества и проводимым реформам отечественного образования. |