3 октября в Москве состоялось торжественное открытие очного тура федерального этапа V Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России – 2022» и первые конкурсные испытания среди участников. Мероприятия прошли на площадке Главного корпуса ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».
Конкурс традиционно разбит на два этапа, региональный и федеральный. В этом году конкурс впервые будет проходить по двум номинациям: «Дефектолог года» и «Логопед года». В финале за право войти в тройку победителей соревнуется 20 лучших конкурсантов, по 10 в каждой номинации.
В 2022 году в федеральном этапе приняли участие представители 74 субъектов Российской Федерации. По результатам заочной части в финал вышли 20 человек, представляющие Хабаровский, Краснодарский и Пермский края, Республику Башкортостан, Чувашскую Республику, Республику Марий Эл, Республику Северная Осетия - Алания, Белгородскую, Волгоградскую, Ивановскую, Кемеровскую, Кировскую, Липецкую, Нижегородскую, Смоленскую, Ярославскую области, города Москву, Санкт-Петербург и Севастополь.
В ходе церемонии торжественного открытия с приветствием к участникам конкурса и членам жюри обратился министр просвещения РФ Сергей Сергеевич Кравцов. «Этот конкурс является очень важным событием в жизни профессионального сообщества, и он показывает не только достижения лучших представителей профессионального сообщества, но и дает его участниками возможность общения, помогает определить актуальные направления и перспективы развития», - отметил он.
Директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Лариса Павловна Фальковская в своем выступлении отметила, что попасть в финал конкурса «Учитель-дефектолог России» - «большая удача, большое достижение и большая ответственность». Само мероприятие – возможность для педагогов не только представить свои лучшие практики, но и ознакомиться, проанализировать опыт коллег, «ощутить себя среди лучших дефектологов нашей страны». Она также заверила участников мероприятия, что Министерство просвещения Российской Федерации будет и далее делать все для поддержки конкурса и создания условий для функционирования и развития системы образования детей с ОВЗ.
В приветственном слове президента Российский академии образования Ольги Юрьевны Васильевой, которое зачитала член-корреспондент РАО, руководитель Центра развития инклюзивного образования РАО Светлана Борисовна Лазуренко, особый акцент был сделан на большой опыт взаимодействия между Академией, оператором конкурса - Институтом коррекционной педагогики и педагогическим сообществом. «Отрадно, что в настоящее время педагоги работают в тесном союзе с дефектологической наукой, интегрируя ее достижения в образовательный процесс», - говорилось в приветствии. Президент РАО отметила значимость конкурса в повышении престижа профессии педагога-дефектолога, творческой активности и профессионального мастерства учителей, а также необходимость постоянного развития системы специального образования, способного отвечать на все вызовы времени и запросы общества, пожелав участникам конкурса творческой работы и продуктивного профессионального взаимодействия.
«Конкурс не только определяет самых передовых дефектологов и логопедов страны, но и содействует активному обмену опытом, помогает сохранять гуманистические традиции отечественной педагогики», - отметил в своем приветствии к участникам финала конкурса ректор ФГБОУ ВО МПГУ Алексей Владимирович Лубков, которое огласила директор Института детства МПГУ Анна Алексеевна Алмазова. МПГУ активно участвует в процессе модернизации дефектологического образования, подготовке современных квалифицированных кадров, подчеркнул ректор ведущего педагогического вуза страны.
Известный тележурналист, общественник, президент АНО «АртМедиаОбразованиЕ» Арина Шарапова поблагодарила педагогов-дефектологов за их труд, подчеркнув, что их работа дает детям с ОВЗ надежду и возможность жить полноценной жизнью, реализовывать себя. Она также выразила надежду на то, что специальность педагога-дефектолога будет востребована среди абитуриентов в силу важности и социальной значимости этой профессии.
А руководитель проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», доктор педагогических наук Сергей Витальевич Шариков поблагодарил Минпросвещения России за внимание, которое последние годы уделяется работе педагогов-дефектологов. «Для меня это элита российского образовательного сообщества, - сказал он. – Это филигранные специалисты, профессионалы экстра-класса, труд которых очень востребован».
В свою очередь Татьяна Александровна Соловьева директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», который является оператором конкурса, выразила благодарность всем участникам конкурса и членам жюри «за ту радость человеческого и профессионального общения», которую они дарят каждый год. Она обратила внимание участников мероприятия на то, что дефектология как наука возникла, существует и развивается именно в России. «И мы надеемся, что совместно с вами, с родителями мы сможем продвигать ее дальше за счет вашего вклада в наше общее дело».
Стратегическая задача конкурса – выявить и поддержать талантливых людей в сфере дефектологии во всех регионах страны, помочь им перейти на следующий, более высокий уровень, подчеркнула в своем выступлении президент Межрегионального союза дефектологов, доктор педагогических наук Татьяна Борисовна Филичева, призвав участников конкурса внести свой личный вклад в развитие отечественной дефектологии, а исполнительный директор союза Георгий Валерьевич Крюков отметил высокую степень ответственности участников в ходе конкурсных испытаний, пожелав им успехов и повышения профессиональных компетенций.
Конкурс имеет огромное значение в развитии педагога-дефектолога, своего рода дальнейшей «точкой роста» его профессионализма, сказала абсолютный победитель Конкурса «Учитель-дефектолог – 2021», учитель-логопед школы № 522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Ольга Мстиславовна Самарина. «Кроме того, «Учитель-дефектолог» это уникальная возможность личного общения с лучшими учеными современности», - сказала она. Она призвала его участников к тесному взаимодействию и сотрудничеству, которое позволит решить самые серьезные задачи, стоящие перед педагогом-дефектологом.
По окончании церемонии открытия началась практическая часть программы конкурса. 20 участников были распределены на две группы для проведения конкурсных испытаний. В первый день конкурсанты показали свои достижения в формате «деловая игра», а также предложили свои решения профессиональных кейс-методов в специальном (дефектологическом) образовании.
4-5 октября V Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России – 2022» продолжит свою работу. В программе – конкурсное испытание номер 3 «Открытое групповое занятие/урок с обучающимися с ОВЗ», торжественное закрытие, награждение победителей и лауреатов конкурса, а также мастер-классы от ведущих сотрудников Института коррекционной педагогики РАО.
Справка: Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России проводится ежегодно с 2018 года. Организатор – Министерство просвещения РФ, официальный оператор (с 2019 г.) ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования». С целью эффективной организации проведения мероприятия сотрудниками ИКП РАО совместно с партнерами была разработана специальная платформа с информацией о конкурсе, входом в личный кабинет участника, отдельными рубриками для презентационных, информационных, видео- и иных материалов.
ПЕРЕХОД НА ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС КОНКУРСА>>>
|