16 ноября 2023 года в рамках «Недели дефектологии», с целью научно-методического сопровождения организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Донецкой Народной Республики, кабинет коррекционного образования ГБОУ ДПО «ДОНРИРО» проводит в офлайн режиме семинар по проблеме «Тифлоинформационные и тифлотехнические средства в отдельной образовательной организации для обучающихся с нарушениями зрения».
В рамках встречи будут рассмотрены ведущие направления реализации Федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ в контексте обновления содержания и повышения качества образования обучающихся с ограниченными здоровья, обучающихся с инвалидностью; особенности развития ребенка с нарушениями зрения и создания для них специальных условий получения образования; технологии обучения детей с нарушениями зрения по рельефно-точечной системе Луи Брайля; современные направления использования тифлоинформационных и тифлотехнических средств для обучающихся с нарушениями зрения; контент специальных УМК для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Для участия в мероприятии приглашаются руководители и педагоги общеобразовательных, специальных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Материалы мероприятия будут представлены 16 ноября 2023 года в оффлайн-режиме с 15.00.
Кафедра дошкольного, начального общего и коррекционного образования
Кабинет коррекционного образования
МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА ПО ПРОБЛЕМЕ
«ТИФЛОИНФОРМАЦИОННЫЕ И ТИФЛОТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»
(для руководителей и педагогов общеобразовательных, специальных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья)
13 ноября ежегодно отмечается Международный день слепых. Эта дата учреждена в 1984 году Всемирной организацией здравоохранения и приурочена ко дню рождения Валентина Гаюи ‒ французского педагога, основателя первых учебных заведений и предприятий для незрячих, первого изобретателя рельефного шрифта. Цель сегодняшнего дня - обратить внимание на проблемы людей с полной или частичной потерей зрения, которым тяжело адаптироваться и найти себя в современном мире.
По данным ВОЗ, в мире около 2,2 миллиарда человек страдают нарушением зрения, из которых почти 40 миллионов человек относятся к категории тотально слепых. Сегодня в России проживает более 450 тысяч инвалидов по зрению.
Во многих странах мира в Международный день слепых проводятся мероприятия, цель которых привлечь внимание общества к людям, потерявшим зрение, и слабовидящим, а также создать условия для всестороннего участия этих людей в жизни общества, расширения их возможностей получения знаний и информации посредством информационно-коммуникационных средств, повышения их занятости, улучшения образа жизни.
Проблемами людей, лишенных зрения, и инвалидов по зрению в России занимается Всероссийское общество слепых (ВОС). В его структуру входят три реабилитационных центра федерального значения, Российская школа подготовки собак-проводников, Культурно-спортивный реабилитационный комплекс ВОС. Для освещения последних событий в культурной и социальной сфере жизни общества для незрячих людей Всероссийское общество слепых запустило вещание интернет-радио, а для тех, кто хочет найти работу, на сайте ВОС опубликован список предприятий и организаций, где слабовидящие и слепые россияне могут найти работу.
Очень важную роль в жизни сообщества слепых в России играет Российская государственная библиотека для слепых, при которой создан Центр оперативной брайлевской печати.В Институте коррекционной педагогики работает лаборатория образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения, которая занимается совершенствованием системы обучения и воспитания слабовидящих, а также разработкой специальных технических средств.
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА ПО РАЗВИТИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД (ДО 2030 ГОДА)
Межведомственный комплексный план мероприятий по развитию инклюзивного образования в сфере общего образования и дополнительного образования, детского отдыха, по созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья Донецкой Народной Республики на долгосрочный период (до 2030 г.).
ВНЕДРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Федеральный ресурсный центр по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляет научно-методическое обеспечение образовательной деятельности и комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках выполнения государственного задания по заказу Минпросвещения России ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» проводится разработка научно-методических документов в сфере организации и обеспечения образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью.
Введение федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Введение федеральных адаптированных общеобразовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Разъяснения по внедрению ФАООП
Архивные материалы
ЕДИНАЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СИСТЕМА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ И НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Федеральный портал «Единое содержание общего образования» https://edsoo.ru/
Федеральный ресурсный центр по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» https://ikp-rao.ru/frc-ovz/
Федеральный портал для родителей и педагогических работников по вопросам образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» https://ovz.edu.gov.ru/
Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушениями зрения (ФРЦ) Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена https://frc-blind.ru/
Федеральный центр инклюзивного образования, Институт проблем инклюзивного образования ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» https://www.inclusive-edu.ru/
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (ФРЦ)
Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушениями зрения (ФРЦ) создан в 2018 году на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и функционирует на основе социального партнерства университета с Государственным бюджетным общеобразовательным учреждением школой-интернатом №1 им. К.К. Грота.
Целью работы ФРЦ является развитие системы комплексного сопровождения детей с нарушением зрения в Российской Федерации, формирование профессиональных компетенций руководящих и педагогических работников в области проектирования и методического обеспечения системы комплексного сопровождения ребенка с нарушениями зрения в образовательном учреждении.
НАУЧНЫЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ. МАТЕРИАЛЫ СПИКЕРОВ
Ведущие направления реализации Федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ в контексте обновления содержания и повышения качества образования обучающихся с ограниченными здоровья, обучающихся с инвалидностью
Кобзарь Оксана Викторовна, заведующий кабинетом образования ГБОУ ДПО «Донецкий республиканский институт развития образования»
Особенности развития ребенка с нарушениями зрения. Создание специальных условий получения образования
Технологии обучения детей с нарушениями зрения по рельефно-точечной системе Луи Брайля
Козинец Рита Владимировна, заместитель директора по учебной работе ГБОУ «Донецкая специальная школа-интернат № 19»
Контент специальных учебно-методических комплексов для обучающихся с особыми образовательными потребностями
Сацевич Сергей Вильевич, кандидат педагогических наук, руководитель центра специального и инклюзивного образования АО «Издательство «Просвещение»
Использование тифлотехнических средств и информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе детей с нарушением зрения
Морозова Анна Владимировна, учитель ГБОУ школа-интернат №1 им. К.К. Грота (г. Санкт-Петербург), сотрудник Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушениями зрения (ФРЦ)
Тифлоинформационные и тифлотехнические средства в отдельной образовательной организации для обучающихся с нарушениями зрения
Комова Наталья Сергеевна, старший преподаватель кафедры тифлопедагогики Московского педагогического государственного университета, научный сотрудник ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики"
В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ И РОДИТЕЛЮ. ВАЖНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
- vos.org.ru – Всероссийское общество слепых. На сайте представлены последние новости о деятельности общества, информация о предприятиях, их продукции и деятельности.
- spbvos.ru – Санкт-Петербургская региональная организация ВОС.
- rehacomp.ru – Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского Общества Слепых «Реакомп». На сайте реабилитационного центра представлена информация об организации и проведении компьютерных курсов для незрячих и слабовидящих начинающих пользователей, о создании рабочих компьютерных мест для инвалидов по зрению, о научной деятельности центра (проведении конференций, семинаров и др.).
- ransis.org – Российская ассоциация незрячих студентов и специалистов.
- ison.ioso.ru — информационный сайт образования незрячих. На сайте можно найти необходимую справочную информацию о библиотеках, организациях, реабилитационных центрах, которые работают с незрячими и слабовидящими людьми, а также узнать в каких образовательных учреждениях учатся инвалиды по зрению, где они проводят свой досуг и как решаются аналогичные проблемы в других странах.
- rusblind.ru – Информационный портал специальных библиотек для слепых. Портал координирует деятельность специальных библиотек для слепых, объединяет информационное пространство библиотечного сообщества, обеспечивает информационно-библиотечные потребности незрячих и слабовидящих пользователей. Портал предоставляет инвалидам по зрению равные возможности в получении всего комплекса библиотечных услуг — информационных, культурно-досуговых, социально-реабилитационных — на основе сетевого взаимодействия с использованием корпоративных ресурсов.
- rgbs.ru – Российская государственная библиотека для слепых (РГБС). РГБС — специализированная библиотека универсального профиля, обслуживающая инвалидов по зрению, уникальное книгохранилище всех видов и жанров литературы, как на обычных, так и на специальных носителях. В своей работе сотрудники РГБС активно используют современные информационные и компьютерные технологии: создана электронная база данных на все виды документов, работает компьютерный зал с выходом в Интернет и доступом к базам данных крупнейших библиотек Москвы. На сайте библиотеки можно ознакомиться со свежими новостями, подобрать литературу через электронный каталог, узнать об информационных ресурсах, издательской деятельности и правилах пользования библиотекой.
- https://tiflocentre.ru/ - Тифлоцентр «Вертикаль» - крупнейшее предприятие в России, занимающееся вопросами доступности пространства по программе «Доступная Среда» для людей с ограниченными возможностями. Компания была основана 10 лет назад в городе Торжок Тверской области.
- http://repro.msk.ru/ - Московское издательско-полиграфическое объединение «Репро». Главным делом является репродуцирование (отсюда и название — «Репро») обычных печатных изданий знаменитым рельефно-точечным шрифтом Брайля, который является единственным способом печати для незрячих и слабовидящих людей во всём мире.
- http://www.logosvos.ru/ - ИПТК "ЛогосВОС". Основным направлением работы организации является издательско-полиграфическая деятельность: редакционная подготовка "говорящих книг", брайлевских и крупношрифтовых изданий, рельефных наглядных пособий и выпуск этих материалов на специальных носителях, предназначенных для незрячих людей.
- https://nsportal.ru/suvag - автономная некоммерческая организация "Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи "СУВАГ".
- large.yandex.ru – Яндекс для слабовидящих.
На официальном сайте Института коррекционной педагогики размещены методические материалы, подготовленные научными сотрудниками лаборатории. Ознакомиться с ними можно по ссылке: https://ikp-rao.ru/specialistam/
|