Педагог-дефектолог — профессия значимая и очень важная. Это специалист, который осуществляет изучение, обучение, воспитание и социализацию лиц с ограниченными возможностями здоровья, помогает обрести им уверенность в себе, справиться с проблемами. Профессиональная деятельность педагога-дефектолога связана с прекрасной миссией – дарить тепло своих сердец нуждающимся в помощи.
В России понятия «дефектолог» и «дефектология как наука» прошли долгий исторический путь, в начале которого они были связаны исключительно с благотворительной деятельностью.
В 1806 году в Санкт-Петербурге было открыто первое училище глухонемых, а в 1807-м – Институт слепых, организованный с помощью выдающегося французского тифлопедагога Валентине Гаюи. В 1817 и 1843 появились новые училища для глухонемых в Варшаве и Одессе. В 30-е годы XIX века появились и первые специализированные труды В.И. Флери и Г.А. Гурцева по обучению и воспитанию глухонемых детей. А в 1858 году доктор Фридрих Плятц открыл в Риге лечебно-педагогическое заведение для умственно-отсталых детей. Однако до конца столетия работы по созданию научного подхода к изучению, воспитанию и обучению особых детей велись неравномерно. Наибольшие успехи были достигнуты в работе с глухонемыми детьми.
Во второй половине XIX века специальная педагогика претерпевает значительные изменения. Начинают складываться национальные научные школы сурдопедагогики, тифлопедагогики и олигофренопедагогики, подниматься вопросы социальной адаптации и интеграции детей с отклонениями в развитии в общество посредством воспитания.
Именно в этот период воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии стало формироваться как педагогический компонент социализации. Идея общественного образования детей с отклонениями получает особенно значительное развитие в начале XX века, в трудах многих учёных отмечается невозможность решения проблем образования таких детей без участия общества. Большинство педагогов называют необходимость подготовки детей к практической жизни главной целью своей образовательной и воспитательной деятельности. Выходят в свет многочисленные научные труды – М.В. Богданова-Березовского, Г.Я. Трошина, Г.И. Россолимо, И.А. Сикорского, Ф.А. и Н.А. Рау, первое учебное пособие для дефектологов под ред. В.П. Кащенко. Открываются и успешно работают различные экспериментальные заведения – санатории-школы, фермы-школы, училище-хутор, врачебно-педагогические институты. С 1908 года в Москве формируется научно-практический дефектологический центр на базе школы-санатория В.П. Кащенко, который впоследствии станет базой для подготовки педагогов-дефектологов и родоначальником будущего Института дефектологии АПН (ныне ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования").
В послереволюционные годы научные исследования в области дефектологии были продолжены. Усилиями В.П. Кащенко создается система подготовки педагогов-дефектологов для нужд страны, сначала в рамках Педагогического института детской дефективности, затем в стенах 2-го Московского государственного университета и Московского государственного педагогического института. Ведется работа по широкой популяризации знаний об «особых» людях и детях. К началу 30-х годов происходит переосмысление накопленного опыта и выдвижение новых положений в дефектологии. Это связано с научной и общественной деятельностью Л.С. Выготского и его последователей. С этого момента проблема изучения ребёнка с отклонениями была поднята на совершенно другой уровень.
Дефектологию начинают рассматривать как комплексную медико-педагогическую науку, а сурдо-тифло-олигопедагогики становятся ее отраслями. Логопедию признали интегративной наукой, объединяющей знания из медицинской и педагогической областей. Подготовка педагогов ведется на специальных курсах, в рамках системы заочного обучения. С течением времени была введена специализация и многоуровневая подготовка дефектологов, система компетентностного подхода, которые отвечали запросам общества и соответствовали проводимым реформам отечественного образования.
Основным научным центром России в сфере дефектологии с 30-х годов XX века становится и по сей день является ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования", в котором ведется научная и исследовательская деятельность по всем нозологическим группам.
Сегодня специальность «Специальное (дефектологическое) образование» можно получить в 113 вузах Российской Федерации, а также в Институте педагогики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет».
Приглашаем познакомится с профессиональными маршрутами выдающихся педагогов-дефектологов, посетив виртуальные залы музея ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования" https://museum.ikprao.ru/
Уважаемые, коллеги!
Отдел специального и инклюзивного образования поздравляем Всех специалистов системы образования лиц с особыми образовательными потребностями с Международным днем дефектолога! Профессиональное дефектологическое сообщество Донецкой Народной Республики – это слаженный коллектив единомышленников, труд которых направлен на создание условий для полноценного обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Примите благодарность за Ваш добросовестный педагогический труд! Выражаем уверенность, что педагоги-дефектологи и впредь буду приумножать славные традиции системы специального и инклюзивного образования Донецкого края!
Желаем Вам здоровья, оптимизма, признания уникальности и достойной оценки Вашей педагогической деятельности, сохранения профессиональных традиций, смелых проектов и свершения творческих замыслов, уверенности в будущем дефектологической науки и практики!
Отдел специального и инклюзивного образования
|