Федеральный закон «Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает интеграцию систем образования новых субъектов в образовательное пространство Российской Федерации.
«Поступательно усиливаем поддержку новых регионов в сфере образования: обеспечиваем школы необходимым оборудованием, учебниками, повышаем квалификацию учителей, оказываем методическую поддержку учебному процессу, чтобы воспитанники детских садов, школьники и студенты получали качественное образование. Поручение Президента России – выйти на общероссийский уровень по качеству инфраструктуры и содержания образования в новых регионах – находится у нас на особом контроле. Принятый закон позволит систематизировать эту работу и сформировать основу для дальнейшего развития», – сказал Министр просвещения России Сергей Кравцов.
Среди важных нововведений – детские сады и школы Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области передаются на региональный уровень, а функции их учредителей выполняют соответствующие органы государственной власти до 1 января 2026 года.
Согласно документу уровни общего, среднего профессионального и высшего образования, установленные в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях, приравниваются к соответствующим уровням образования в России. Также Российская Федерация признает ученые степени и ученые звания, образовательно-квалификационные уровни, полученные в новых регионах.
В законе отмечается, что лица, получающие дошкольное образование, внешкольное и дополнительное образование, считаются принятыми на обучение по образовательным программам дошкольного образования и на обучение по дополнительным образовательным программам, а лица, получающие образование по образовательным и (или) образовательно-квалификационным уровням, которые применялись на территориях новых субъектов до дня их принятия в Российскую Федерацию, считаются принятыми на обучение по образовательным программам в соответствии с уровнями образования и квалификацией по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, которые установлены в Российской Федерации.
Также под регулирование подпадают такие важные вопросы, как особенности проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) и приема на обучение в вузы и организации СПО, в том числе установление контрольных цифр приема. В части проведения ГИА Минпросвещения России совместно с Рособрнадзором будет установлен отдельный порядок сдачи итоговых экзаменов для детей, обучающихся в школах новых субъектов, и для школьников, которые учились в 2021/22 учебном году и в связи с эвакуацией в этом учебном году учатся в школах других российских субъектов. Эти ученики получат право по своему выбору сдать ЕГЭ или пройти экзамен и получить школьный аттестат по итогам средней успеваемости.
Закон позволяет выпускникам, окончившим школу и успешно прошедшим итоговую аттестацию на территориях новых регионов до дня их принятия в Россию, выбрать, какие экзамены они будут сдавать для поступления в вуз. В 2023/24, 2024/25, 2025/26 и 2026/27 учебных годах им разрешается поступать в университеты по результатам ЕГЭ или вступительных экзаменов, установленных вузами самостоятельно.
Кроме того, образовательные организации в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях будут работать на основе временной лицензии на осуществление образовательной деятельности, предоставляемой Рособрнадзором. До получения временных лицензий в регионах будут признаваться лицензии на осуществление образовательной деятельности, действовавшие на день принятия регионов в Россию, но не дольше чем до 1 января 2025 года. Временная лицензия будет действовать до получения основной бессрочной лицензии, но не позднее чем до 1 января 2026 года. Такие же сроки устанавливаются и для получения временных, а затем и основных свидетельств о государственной аккредитации образовательной деятельности.
Источник: сайт Министерства просвещения Российской Федерации |