В Донецкой специальной общеобразовательной школе-интернате I-III ступеней № 19 (директор Воронова Н.Г.) прошел круглый стол по актуальной теме«Проблемы реализации образовательных стандартов в условиях коррекционной школы».
Логика выступлений участников встречи была выстроена на основе нормативно-правового обеспечения деятельности образовательных организаций, методологических требований образовательных стандартов общего образования, этиологии глухоты, особенностей развития, обучения и воспитания детей с нарушенной слуховой функцией, организационно-методических аспектов внедрения стандартов в условиях специального образования.
На заседании рассмотрены стратегические задачи, стоящие перед педагогическим коллективом, по реализации образовательных стандартов в условиях коррекционной школы, где повышение качества образования напрямую зависит от эффективности реализации образовательных стандартов общего образования и регламентируется нормативно-правовыми документами.
Основными объектами стандартизации на каждой ступени образования являются структура специального образования, его содержание, объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки обучающихся, результаты образования и условия реализации основных образовательных программ. Стандарты учитывают психофизические особенности и образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, но вместе с тем у педагогов возникают трудности при обучении детей с нарушениями слуха, у которых отмечается разный уровень речевого развития.
Было обращено внимание на опыт существующей системы обучения глухих и слабослышащих детей в Российской Федерации, где осуществляется дифференцированный подход к детям, имеющим различные нарушения слуха и разный уровень речевого развития.
Группа детей с нарушениями слуха, как отметила Козинец Р.В., заместитель директора по учебной работе, исключительно разнообразна, что обусловлено сочетанием следующих факторов: степенью нарушения слуха, временем возникновения слухового дефекта, педагогическими условиями, в которых находится ребенок; наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии. Отмечалась прямая взаимосвязь между нарушениями слуховой функции, состоянием речи и развитием всех психических процессов.
В творческом диалоге приняли участие учителя-дефектологи:Козловская Н.В., Молоканова В.Д., Садковая О.А., Высочанская С.А., Меренич Л.П., Абдинова Д. В., Чуйкова М.С., которые раскрыли практическую значимость проблемы, т. к. переход на стадию словесно-логического мышления у глухих детей происходит в течение более длительного времени, что подтверждается научными исследованиями сурдопедагогов и психологов.
Недостаточность речевой деятельности, чрезвычайное уменьшение объема информации из-за поражения слуха сказываются на развитии всей познавательной деятельности глухих.
Учитель русского языка и литературы Гонтарь А.Т., предложила вниманию собравшихся «Карту проблем в развитии ребенка с нарушением слуха», которую она использует в практической деятельности, где фиксируются причины состояния риска академической неуспеваемости глухих обучающихся и необходимость проведения дополнительной коррекционной работы.
Результатами круглого стола стало внесение следующих предложений к организации обучения детей с нарушением слуха и проекту Порядка организации ГИА:
- признание неоднородности состава глухих обучающихся, широкого диапазона различий их психофизического развития и соответствующей классификации возможностей их обучения;
- необходимость разработки дифференцированных подходов к стандартам образования для глухих обучающихся;
- требования к итоговым достижениям выпускников должно стать предметом стандартизации;
- определение в законодательном порядке условий организации проведения итоговой/ государственной аттестации глухих обучающихся.
Центр специального и инклюзивного образования
|