В издательстве «Просвещение» вышло второе издание книги Николая Николаевича Малофеева «Специальное образование в меняющемся мире. Европа», дополненное и переработанное.
Мнение о том, что современный ребёнок во многом не похож на ровесников предшествующих поколений, сегодня равно разделяют и исследователи, и педагоги, и родители. Соглашаются они и в том, что цели, содержание и организационные формы дошкольного воспитания и школьного обучения должны принципиально измениться.
Справедливы ли эти суждения в отношении детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особыми образовательными потребностями? Впервые задуматься об этой проблеме автора книги заставили реформы специальной школы, начавшиеся на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ века. Российская система специального образования, долгое время признаваемая не только в СССР, но и в ряде других стран чуть ли не идеальной, неожиданно для многих ее устроителей, охранителей и работников подверглась нелицеприятной критике, а затем модернизации и «оптимизации». Именно тогда многие и задались вопросом о природе неожиданного для большинства специалистов явления, объяснялось ли оно исключительно политической ситуацией страны или укладывалось в логику преобразований, происходящих на разных континентах.
Не желая множить ряды обличителей, но стремясь найти ответ на «вызов времени», было решено обстоятельно и детально изучить историю отечественной (дореволюционного периода и советской) специальной школы. К удивлению, оказалось, что проблема эта (в силу объективных и субъективных причин) никогда не рассматривалась.
Ретроспективный анализ истории отечественной «специальной школы» потребовал выйти за исключительно организационные рамки и, раздвинув хронологические границы, проследить историю формирования и смены отношения русского, российского, советского государства и общества к инвалидам. Доказав, что рождение, развитие и преобразование «специальной школы» (системы школьного обучения детей-инвалидов) непосредственно связано со сменой отношения государства и общества к детям с особенностями развития.
Необходимость выявить общность и самобытность отечественной системы, ее соотнесённость с традицией европейской цивилизации и христианства (в лоне которых изначально и сформировался институт «специальной школы») потребовала проанализировать историю эволюции отношения европейского государства и общества к инвалидам, эволюции «специальной школы» в отдельных странах Европы.
Предлагаемое учебное пособие позволяет не только проследить парадоксальную историю эволюции отношения европейцев к детям-инвалидам, но с большой долей вероятности выстраивать прогноз будущих перемен. Внимательный, вдумчивый читатель получает инструмент, с помощью которого, анализируя уроки прошлого, сможет заглянуть в будущее.
Наконец, это просто любопытное чтение. Книга изобилует малоизвестными, но весьма поучительными примерами деяний человеколюбивых подвижников, трагических попыток очистить «здоровое общество» от «балласта ненормальных людей», утопических неисполнимых прожектов, взлётов человеческого духа и личных побед людей в силу недуга, казалось бы, обреченных на маргинальное существование.
Адресовано студентам педагогических высших учебных учреждений, педагогам, педагогам-психологам (практическим психологам), социологам. Книга будет интересна также учителям и родителям для понимания педагогических тенденций и успешных форматов образования. Ее можно приобрести в книжном магазине «Лабиринт» и на сайте издательства «Просвещение».
Об авторе: Николай Николаевич Малофеев – профессор, доктор педагогических наук, академик РАО, директор Института коррекционной педагогики РАО, ученый-исследователь. Имеет более 200 научных работ, статьи и публикации, пособия, книги. Его стиль изложения – неформален, глубок, аналитичен и при этом понятен широкому кругу читателей.
Кафедра менеджмента образования и психологии
Отдел специального и инклюзивного образования |