Категория детей со сложной структурой дефекта, которые обучаются в системе специального и инклюзивного образования региона столь многообразна, что требует повышенного профессионального внимания со стороны педагогов-дефектологов, их педагогического мастерства.
На республиканских курсах повышения квалификации, что прошли на базе Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования по проблеме «Психолого-педагогические принципы современного урока» с 14 по 26 марта, одним из актуальных вопросов, который был вынесен на рассмотрение - пути и способы организации специального образования для лиц со сложными нарушениями в развитии.
Курсы рассчитаны на категорию учителей специальных общеобразовательных организаций, которые работают с детьми разных нозологических групп. Учитывая особенности психофизического развития детей, педагоги-практики в процессе общения с преподавателями кафедр института, сотрудниками его центров и отделов, проработали нормативно-правовые и методологические аспекты системы общего и специального образования, рассмотрели современные модели компетентностно-ориентированного урока; использования инновационных педагогических технологий, которые адаптируются к условиям специальной и инклюзивной среды.
Одним из основных направлений деятельности педагога является сегодня модернизация системы специального обучения, обновление содержания образования с учётом требований государственных программ и стандартизации образования, где учитываются особенности всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
В нашем регионе уже сложились и действуют определенные виды помощи детям со сложными сенсорными нарушениями; накапливается и систематизируется положительный опыт коррекционно-педагогической работы.
Вот почему большой интерес вызвал мастер-класс, который был проведён на базе Донецкой специальной общеобразовательной школы-интерната №28 (директор Архипова Т.Н.).
Основные общие и специальные задачи, которые стоят перед каждым педагогическим коллективом - это: формировать познавательную и практическую деятельность, пространственную ориентировку детей с особенностями развития; развивать словесную речь в различных ее формах; включать подростков в социально-бытовое окружение; обучать доступной только для них профессии. Необходимо осуществлять нравственное воспитание, умственное и физическое развитие в системе коррекции и реабилитации нарушенных функций у детей, имеющих сложные нарушения психофизического развития. У педагогов, работающих с категорией детей, имеющих комбинированную структуру дефекта, зачастую возникают трудности, которые вызывают неверие в достижении положительных результатов, недостаток практического опыта коррекционной работы.
Чтобы достичь поставленных целей и задач, необходима целенаправленная система специальных методов и приёмов обучения, применение коррекционных методик и техник, которые могут помочь педагогу в системе учебно-воспитательного процесса. Здесь на помощь учителю-дефектологу пришли курсы повышения квалификации, которые помогли осознать значимость и необходимость работы с детьми отличительными особенностями от основной массы.
Педагог-дефектолог знает, что не обучаемых детей нет, есть желание и возможность помочь ребёнку и его семье в формировании социально-адаптированной личности выпускника.
Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр специального и инклюзивного образования
|