Предлагаем ознакомиться с моделью инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, отличительной особенностью которой является разноуровневое обучение.
Авторами её стал педагогический коллектив Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы – «Школа № 1540». Выбор данной модели был сделан на основе анализа накопленного опыта и изучения опыта других стран.
Модель выстроена с учётом реальных финансовых и кадровых возможностей образовательного учреждения. На различных ступенях образования реализация инклюзивного подхода имеет свои отличия. Чем ребёнок младше, тем интенсивнее оказываемая ему помощь.
Преобладающее число инклюзивных обучающихся в школе (70%) – это с расстройствами аутистического спектра (РАС). Кроме детей с РАС учатся: обучающиеся с инвалидностью по зрению и слуху, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи.
Модель не универсальна: в ней разделяются понятия «социальной инклюзии» и «образовательной инклюзии». Все классы школы, с 1 по 11, являются инклюзивными. Дети с ОВЗ являются учениками общеобразовательных классов, при необходимости их сопровождает тьютор.
Важным моментом является организация специального пространства, особой среды. Существует 5 ресурсных зон: игровая, сенсорная комната, открытая библиотека, игровые зоны для проведения перемены, комната психологической разгрузки. В каждом классе начальной школы предусмотрено соответствующее пространство для релаксации.
Как дети попадают в инклюзию? Поместить неподготовленного ребёнка с РАС в неподготовленную среду сверстников и их родителей – это лучший способ дискредитировать саму идею инклюзии. Поэтому сформировались два основных способа подготовки к инклюзивному обучению.
Первый способ – это занятия в малой группе подготовки к школе (не более 6 человек), которые ведёт высококвалифицированный учитель-дефектолог, владеющий поведенческим подходом (АВА). Второй способ – занятия в большой инклюзивной группе подготовки к школе (не более 15 человек), которые ведет учитель начальной школы, владеющий арсеналом психолого-педагогических методов, необходимых для конструктивной работы в неравномерной группе учащихся.
В обоих вариантах основной целью занятий является формирование у детей учебного поведения, и только потом – формирование и развитие академических навыков.
В инклюзию в средней школе дети приходят либо из инклюзивной начальной школы, либо это дети, прошедшие в начальной школе подготовку к инклюзивному обучению по другим моделям.
Система работы в начальной школе строится на комплексном подходе, включающем в себя поведенческий, нейропсихологический и эмоционально-смысловой. Организована командная работа специалистов, в которую помимо учителей начальных классов входят педагоги-психологи, нейропсихологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, тьюторы и волонтеры.
Наиболее интенсивная психолого-педагогическая помощь оказывается именно на этапе начальной школы. Система предполагает, что все специалисты прежде всего, работают с целым классом, наблюдают, как проявляют себя дети на уроках, консультируют учителей, проводят экспресс-диагностику, ведут с учителями бинарные уроки, постепенно обучая их своим технологиям; применяют в своей работе принципы поведенческого анализа.
Сентябрь является диагностическим месяцем, когда специалисты службы ППС наблюдают за детьми на уроках и переменах, после этого проходят заседания консилиума и для каждого ребёнка, который в этом нуждается, разрабатывается план коррекционных занятий, групповых или индивидуальных, индивидуальный образовательный маршрут. Такие же плановые консилиумы собираются в середине учебного года для обсуждения результатов и необходимой корректировки, а затем в конце года для выработки плана работы на следующий год. В течение года обычно ведутся видеозаписи уроков, чтобы потом обсудить их на заседаниях консилиума.
В 5–7 классах модель сопровождения детей с особыми образовательными потребностями (ООП) основана на технологии разноуровневого обучения. Вся параллель делится на группы по основным предметам, это создает возможность некоторой индивидуализации учебной траектории для каждого ребёнка. Кроме больших групп в каждой параллели создается малая группа для тех детей, кому тяжело учиться в большой группе, кто нуждается в максимально индивидуализированном подходе.
В начале 5-го класса часть обучающихся с ОВЗ попадает в малую группу для изучения основных предметов: математики, русского языка, литературы и иностранных языков. По мере адаптации на ступени основной школы постепенно, повозможности осуществляется перевод детей из малых групп в большие.
С 8 по 11 класс осуществляется предпрофильное и профильное обучение. Там уже невозможна такая гибкая система, как на ступени с 5 по 7 класс. Возможна ситуация, когда ни один профиль в полной мере не подходит ребёнку с ОВЗ. Тогда составляется индивидуальный учебный план, включающий в себя, в том числе, и обучение с использованием дистанционных технологий.
Важными элементами всей выстроенной модели являются преемственность в работе специалистов, непрерывное психолого-педагогическое сопровождение детей на протяжении всего времени обучения, командный подход в работе службы сопровождения. Для полноценной инклюзии необходимо выстроить вертикаль психолого-педагогического сопровождения, когда ребёнок «передаётся» от специалиста к специалисту на разных ступенях обучения.
Инклюзия принципиально отличается от коррекционной практики. Соответственно, система работы психолого-педагогической службы и школьного консилиума, а также сопровождающая эту работу документация, должны создаваться специально для инклюзивной образовательной среды. Эти отличия заключаются в следующем:
– инклюзивная среда требует поддержки ВСЕХ участников образовательного процесса, следовательно, кроме создания специальных условий для ребёнка с ОВЗ, должны создаваться условия для других детей, учителей, родителей;
– наличие большого количества учащихся, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении, требует использования методов экспресс-диагностики, вариативных способов поддержки ребёнка и контроля результатов;
– нестабильное состояние учащихся и отсутствие индивидуальных тьюторов у каждого ребёнка требуют наличия возможности мобильно подключать к работе с ребёнком различных специалистов, в том числе в первой половине дня.
Отдельная работа – это формирование у всех детей принимающего отношения к особым детям с самого начала и на протяжении всей школьной жизни. Это целая система, включающая в себя тренинги, классные часы, выездные мероприятия, которые проводятся совместно сотрудниками психологической службы и классными руководителями. Если на этапе начальной школы наиболее важным является формирование учебного поведения, то в основной школе на первый план выступает развитие социальной компетенции учащихся с ОВЗ, развитие у них более сложных коммуникативных навыков. Для решения этих задач работает вся школьная система проектной работы и дополнительного образования (все кружки, секции, факультативы являются инклюзивными).
Важным элементом развития социальной компетенции стали коммуникативные клубы. Там обсуждаются все события школьной жизни, создается пространство общения, в котором формируется умение слушать других и обсуждать свои проблемы, формируется умение понять мотивы другого, поставить себя на его место, ведётся работа над развитием эмоционального интеллекта подростков с РАС.
Что необходимо для создания настоящей, а не имитационной инклюзии, и что инклюзия может дать школе? Необходимыми условиями успешной организации инклюзивной образовательной среды являются:
– административная поддержка (понимание и принятие администрацией необходимости и смысла инклюзивного обучения детей с ОВЗ);
– финансовое обеспечение (финансовая возможность сформировать в школе команду психолого-педагогического сопровождения, включающую в себя специалистов различного профиля);
– кадровое обеспечение (наличие службы психолого-педагогического сопровождения, наличие у всех педагогов базовых знаний из смежных областей);
– командная работа всех специалистов (общая система педагогических и этических ценностей, постоянная поддержка и взаимозаменяемость, коллегиальное решение стратегических и проблемных вопросов);
– выстроенная система психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса: детей, родителей, сотрудников школы;
– преемственность между всеми ступенями образования (общие принципы работы, передача информации о каждой семье, совместные консилиумы при переходе ребёнка со ступени на ступень и во время адаптации на новой ступени);
– работа с родителями всех учащихся (родительские клубы, индивидуальные консультации, консилиумы, обучение родителей, реализация совместных проектов);
– вариативность методов работы и образовательной среды (различные формы проведения уроков, использование широкого диапазона методов и дополнительных учебных материалов, в том числе поведенческого подхода и логопедических, дефектологических, нейропсихологических методик, учебников по программам различного вида, зонирование образовательного пространства школы и кабинетов, наличие ресурсных зон);
– непрерывное профессиональное развитие педагогов (взаимное обучение, участие педагогов в широком профессиональном сообществе, анализ и обобщение собственного опыта, представление его на психолого-педагогических конференциях, семинарах, круглых столах).
В свою очередь, инклюзия является мощным ресурсом для самой школы. Воспитательное значение инклюзии для всех детей трудно переоценить. Если рассматривать школьную жизнь не как подготовку к будущему, а как самостоятельный самоценный этап жизни, то возможность для особого ребёнка прожить этот этап так же ярко и эмоционально насыщенно не менее значима, чем у любого другого ученика. И реальная, настоящая инклюзия может это обеспечить. Инклюзия – это испытание на прочность и профессионализм всей образовательной среды, значительный ресурс, который может дать хороший импульс развитию всей школы.
Отдел специального и инклюзивного образования |