Реформирование системы образования предполагает наличие вариативных форм получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья разного возраста в образовательных организациях разных типов и уровней, а именно: группах компенсирующего и комбинированного типа дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных и специальных классах общеобразовательных организаций, в специальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; а также, в форме семейного образования, с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и т.д.
Новые организационные формы получения образованиями лицами с ограниченными возможностями здоровья, осложнение контингента обучающихся, необходимость психолого-педагогического сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, открытие новых типов организаций психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, консультативных пунктов и центров ведёт к расширению круга профессиональных задач, которые решает педагог, работающий с лицами с особенностями развития, что делает необходимым регламентацию деятельности педагога-дефектолога.
Сегодня есть необходимость в профессиональной стандартизации педагога-дефектолога, что позволит осуществить упорядочение профессиональных обязанностей специалиста с учётом вариативности в работе с детьми с особенностями развития.
Особую важность это имеет в связи с тем, что специалисты, работающие с детьми с различными нарушениями развития, обладают разными профессиональными компетенциями, что отражено в профилях подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование: «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Сурдопедагогика», «Тифлопедагогика». Проблемой является тот факт, что педагог-дефектолог (учитель-логопед) в настоящее время работает не только в системе образования, но и в организациях здравоохранения, социального обеспечения. Функционал специалиста в этих организациях не всегда чётко сформулирован, нормативные требования и условия их труда отличаются от нормативов и условий в образовательных организациях.
Профессиональный стандарт педагога-дефектолога призван на государственном уровне вычленить функциональные обязанности и определить профессиональные характеристики педагогов, работающих с лицами с ОВЗ в системах образования, здравоохранения и социального обеспечения.
Педагог-дефектолог реализует такие виды профессиональной деятельности, как образовательную, воспитательную, коррекционно-развивающую, диагностическую, консультативную, просветительскую, профилактическую. Большое место в его работе занимает сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка с особенностями развития.
Проект профессионального стандарта, который сегодня разрабатывается, нацелен на профессиональную деятельность, что позволит регулировать:
- трудовые отношения между работником и работодателем, содержание трудового договора, проведение аттестации;
- порядок допуска к данному виду профессиональной деятельности;
- определение уровня профессиональной квалификации;
- оценку качества выполнения трудовых функций;
- определение содержания подготовки педагога-дефектолога (учителя-логопеда) на разных уровнях профессионального образования, повышения профессиональной квалификации.
Профессиональный стандарт педагога-дефектолога — это мультидисциплинарный, многофункциональный документ, который используется в различных сферах:
- инструмент реализации и стратегии специального и инклюзивного образования в современном мире;
- объективный измеритель квалификации педагога-дефектолога;
- средство отбора педагогических кадров для работы с лицами с особенностями развития в организациях образования, здравоохранения, социальной защиты;
- основа для формирования трудового договора, фиксирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
Профессиональный стандарт должен соответствовать международным нормам; соотноситься с требованиями законодательства, регламентирующего трудовые отношения, уровнем заработной платы, трудового стажа; структурой профессиональной деятельности специалиста, работающего с лицами с особенностями психофизического развития.
Профессиональный стандарт должен включать:
- перечень трудовых функций педагога-дефектолога, действующий в системе образования;
- региональное дополнение к профессиональному стандарту;
- документ, включающий дополнительные требования к трудовым функциям,
- позволяющие специалисту выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте;
- внутренний стандарт образовательной организации, определяющий квалификационные требования к специалисту в соответствии с реализуемыми в конкретной образовательной организации образовательными программами;
- ключевые области стандарта;
- трудовые функции, соответствующие структуре профессиональной деятельности специалиста, работающего с лицами с особенностями развития: обучение, воспитание, коррекционно-развивающая работа, социализация и интеграция.
Цели применения профессионального стандарта педагога-дефектолога:
- обеспечение необходимой подготовки специалиста для получения высоких результатов профессиональной деятельности;
- обеспечение необходимой осведомленности специалиста о предъявляемых к нему требованиях;
- установление необходимой квалификации специалиста, которая влияет на качество образования (результаты обучения, воспитания, коррекционно-развивающей деятельности), успешную социализацию и интеграцию лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- содействие вовлечению специалиста в решение задач повышения качества общего, специального и инклюзивного образования.
Таким образом, профессиональный стандарт должен создать необходимые условия для профессионального роста педагогов, работающих с лицами с особенностями развития в условиях стандартизации образования.
Отдел специального и инклюзивного образования |