Согласно приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 22 декабря 2015 г. № 924 «О проведении мероприятий по повышению квалификации руководящих и педагогических кадров в 2016 году», в соответствии с планом работы ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования» в рамках работы научно-практической конференции «Научно-исследовательская деятельность образовательных организаций в условиях внедрения новых образовательных стандартов: теоретико-прикладной аспект» (секция 5 «Моделирование системы экспериментальной деятельности образовательных организаций») был проведен вебинар «Приоритетные прикладные направления внедрения опыта экспериментальной и инновационной деятельности: от теории к практике».
Мероприятие состоялось 13 декабря 2016 г., трансляция в онлайн-режиме проходила с 12.00 до 14.00 в Донецком РИДПО (ул. Артема, 129-а, ауд.214).
Данный вебинар стал продолжением семинара-презентации по теме «Позитивная социализация обучающихся на современном этапе развития региона», также проходившего на базе Донецкого РИДПО проходившего 13.12.2016 г. с 10.00 до 12.00. Вопросы, рассматриваемые на мероприятии, были направлены на прикладную адаптацию к нуждам и запросам экспериментальной деятельности по формированию системы инклюзивного образования в Донецкой Народной Республике.
Спикерами встречи являлись специалисты центра специального и инклюзивного образования Донецкого РИДПО:
- Уманец Г.М., заведующий центром специального и инклюзивного образования;
- Кузьмина В.А., методист центра специального и инклюзивного образования;
- Корнев М.Н., заведующий центром международной интеграции (техническое обеспечение работы вебинара);
а также руководители республиканских школ-лабораторий, осуществляющих научно-исследовательскую экспериментальную деятельность по проблеме «Научно-методическое сопровождение инклюзивного образования детей с особенностями развития»:
- Артемова Юлия Анатольевна, директор Горловского УВК «ДОУ для детей с нарушениями зрения № 1 – ОШ № 31 с инклюзивным обучением «Созвездие» и Скворцова Марианна Владимировна, заместитель директора Горловского УВК «ДОУ для детей с нарушениями зрения № 1 – ОШ № 31 с инклюзивным обучением «Созвездие»» презентовали опыт работы по созданию адаптивной образовательной среда как фактора успешной реализации принципов инклюзии, раскрыли особенности создания адаптивной образовательной среды в общеобразовательном учреждении, реализующем принципы инклюзивного образования, осветили этапы работы над проблемой, результаты и перспективы дальнейшей деятельности по инклюзивному обучению детей с ОВЗ.
- Демидова Марианна Николаевна, директор МОУ «Школа № 48 города Донецка» осветила психолого-педагогические аспекты социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное пространство, представила возможности реализации инклюзивного образования на примере практической деятельности общеобразовательного учреждения, особенности формирования готовности педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях общеобразовательной школы, раскрыла проблемы и перспективные направления работы по внедрению принципов инклюзии в рамках проекта «Модель социальной адаптации детей с особыми потребностями в образовательное пространство школы».
- Сезонова Лилия Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Макеевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 22 имени Маршала Сергеева презентовала опыт работы педагогического коллектива по организации инклюзивного пространства для детей с различными психофизическими нарушениями, по формированию толерантного отношения у родителей и детей к совместному обучению с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Вниманию участников вебинара, подключившихся к трансляции в режиме чата был предложен широкий круг теоретико-методологических, организационно-управленческих вопросов организации инклюзивного обучения детей с особенностями развития в системе образования Донецкой Народной Республики.
В презентациях спикеров вебинара нашли отражение: нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение инклюзивного образования, психолого-педагогическое сопровождение участников инклюзивного образовательного процесса; подготовка руководящих и педагогических кадров для реализации инклюзивной практики. Был презентован опыт работы по внедрению инклюзивного образования образовательных организаций, освещены основные вехи непростого пути, который уже прошли школы-лаборатории, раскрыты этапы работы над проектами в рамках экспериментальной деятельности, представлены модели инклюзивного обучения, которые реализуются на практике. Были обсуждены проблемы и трудности, которые на сегодняшний день существуют и во многом определяют перспективы дальнейшей реализации принципов инклюзии в образовательном пространстве Донецкой Народной Республики.
Также спикерами вебинара в рамках работы конференции опубликованы статьи, отражающие опыт работы образовательных организаций по внедрению инклюзивного образования.
Участники встречи отметили:
- эффективность вариативных авторских моделей инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях Донецкой Народной Республики;
- положительные тенденции развития инклюзивного обучения детей с ОВЗ путём внедрения в педагогическую практику инновационных разработок, методик и технологий,
- необходимость в своевременности привлечения внимания исполнительных органов власти, всего профессионального сообщества, работников образования к проблеме развития и продвижения инклюзивных процессов.
При подведении итогов вебинара были обсуждены приоритетные направления деятельности, актуальные для реализации в 2017 году:
- развитие нормативно-правовой базы, закрепляющей правовые основы инклюзивного обучения в образовательных учреждениях региона;
- расширение в образовательных организациях Донецкой Народной Республики инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование среди участников образовательного процесса и в обществе в целом психологического климата, необходимого для успешной интеграции лиц с особенностями психофизического развития;
- активное вовлечение родителей в образовательный процесс;
- развитие социальной инклюзии при организации различных видов дополнительного образования детей с особенностями психофизического развития и обычных детей;
- подготовка обучающихся с особенностями психофизического развития к выбору профессии, организация их профессионального образования;
- программно-методическое обеспечение инклюзивного обучения;
- взаимодействие общественных и благотворительных организаций в деле развития инклюзивного образования;
- пропаганда идей инклюзивного образования в средствах массовой информации;
- обмен опытом развития инклюзивного образования в условиях дошкольного и школьного обучения.
Работа участников вебинара еще раз подтвердила, что инклюзивное образование является важным шагом в становлении и развитии детей с особенностями психофизического развития как индивидуальных личностей. Для развития системы инклюзивного образования в Республике и дальнейшего ее эффективного функционирования важен ориентир не только на количественный показатель охвата детей с ОВЗ, но, прежде всего, на обеспечение качества образования, на успешность и полноценность их социальной интеграции в обществе.
Единство есть там, где есть общие интересы и цели.
Центр специального и инклюзивного образования
Донецкого РИДПО |