Понедельник, 17.12.2018, 11:39
Вітаю Вас Гость | Реєстрація | Вхід

Отдел специального и инклюзивного образования Дон РИДПО

Меню сайта
Меню сайта
«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Меню сайта
Сайт Минобрнауки ДНР

Сайт Донецкого РИДПО

Сайт Республиканской службы по контролю и надзору в сфере образования и науки

Сайт Минобрнауки РФ

Сайт Федерального института развития образования

Сайт Российской академии образования

Сайт Информационно-методического портала по инклюзивному и специальному образованию МГППУ

Cайт Ассоциации комплексной коррекционной помощи

Сайт Независимого педагогического издания «Учительская газета»

Сайт журнала "Семейное образование"

Сайт журнала "Стандарты образования"

Сайт Всероссийского сетевого издания "Дошкольник.РФ"

Сайт Всероссийского электронного журнала "Педагог ДОУ"

Сайт для родителей и педагогов "Детский портал "Солнышко"

Сайт для родителей и педагогов "Детство-Гид"

Сайт Национального детского фонда РФ

Сайт Международного образовательного портала"МААМ.RU"

Сайт для педагогов-дефектологов "МЕРСИБО"

Меню сайта
                 
          
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Головна » 2018 » Июнь » 8 » Юбилей Малофеева Н.Н. - большого учёного, яркого лидера российской дефектологии
09:28
Юбилей Малофеева Н.Н. - большого учёного, яркого лидера российской дефектологии

70 лет на днях, 28 мая 2018 года, исполнилось Николаю Николаевичу Малофееву, доктору педагогических наук, профессору, вице-президенту Российской академии образования, директору Института коррекционной педагогики РАО.

Биография Николая Николаевича Малофеева являет собой пример последовательного, целенаправленного, творческого развития ученого и, одновременно, становления гражданина, готового и способного защищать гуманистические ценности, составляющие основу выбранной им профессии педагога-дефектолога.

Начальное приобщение к этой профессии после окончания дефектологического факультета Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина состоялось в сельской вспомогательной школе (в Омской области), в которую Н.Н. Малофеев был направлен на работу в качестве логопеда. Далее следуют несколько лет работы в Московской областной психоневрологической больнице для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приобретенный в этот период опыт, далеко выходящий за рамки логопедической помощи детям с нарушением интеллекта, с нарушениями двигательной сферы, формирует потребность в расширении знаний, в осознании факторов и условий эффективной деятельности педагога-дефектолога.

Дальнейшее профессиональное развитие Н.Н. Малофеева происходит уже в качестве научного сотрудника НИИ дефектологии АПН СССР, в котором он после нескольких лет исследований, в 1988 году успешно защищает кандидатскую диссертацию. Далее, в конце 80-х годов начинается его работа в области организации специального образования.

Возглавляя Управление интернатных и вспомогательных учебно-воспитательных учреждений Государственного комитета по образованию, работая в качестве консультанта министра образования РФ по проблемам коррекционной педагогики и трудного детства, Н.Н. Малофеев активно исследует закономерности становления систем специального образования в России и в странах Западной Европы. Итогом многолетних исследований становится концепция периодизации развития специального образования, раскрывающая зависимость его качественных и динамических характеристик от влияния экономических и социокультурных факторов, доминирующих в конкретной стране в определенный исторический период. Результаты этих исследований, оформленные в 1996 году в диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук, сегодня не только сохраняют свою высокую научную ценность, но и продолжают служить надежным инструментом прогнозирования развития системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в меняющихся социокультурных условиях.

Жизнеспособность концепции периодизации развития специального образования была убедительно подтверждена в ходе реализации программы модернизации системы образования для лиц с ОВЗ, представленной Институтом коррекционной педагогики РАО (ранее – НИИ дефектологии АПН СССР), возглавляемым Н.Н. Малофеевым с 1992 года.

Точность системных прогностических оценок, выполнение на их основе опережающих научно-исследовательских разработок позволили своевременно определить риски, связанные с ожидаемым неупорядоченным внедрением заимствованных образовательных инноваций, и тем самым – существенно уменьшить негативные последствия этого процесса для российской педагогической практики.

Одновременно, под руководством Н.Н. Малофеева, коллективом сотрудников ИКП РАО определяются и активно разрабатываются приоритетные направления развития системы специального образования, учитывающие реальные запросы образовательной практики и опирающиеся на традиции отечественной научной школы дефектологии.

Идея сближения специального и общего образования, в равной мере учитывающего интересы детей с ограниченными возможностями здоровья и их сверстников с нормативным развитием, реализуется в моделях интегрированного обучения, а позже – в Концепции федеральных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. На основе этой концепции впервые гарантируется и обеспечивается право на получение образования любым ребенком с ОВЗ независимо от степени выраженности имеющегося у него нарушения развития.

Удивительная способность Н.Н. Малофеева точно определять по-настоящему актуальные и перспективные исследовательские задачи, решение которых позитивно преобразует специальную образовательную практику, сочетается с особым умением организовать работу возглавляемого им научного коллектива, опираясь не столько на административный ресурс, сколько на личностные и профессиональные качества каждого сотрудника института.

Заслуги Николая Николаевича Малофеева по достоинству оценены и признаны в профессиональном сообществе на самых разных его уровнях.

Так, в 1999 году он был избран членом-корреспондентом Российской академии образования, в 2005 году – ее действительным членом, а в 2017 году – вице-президентом РАО. Его деятельность отмечена почетными правительственными наградами, среди которых знак «Отличник просвещения СССР», медаль им. К.Д. Ушинского, орден «За заслуги перед Отечеством» II степени и др.

Что не менее важно – это признание Николая Николаевича как бесспорного, яркого и сильного лидера российской дефектологии, заслуживающего безусловное уважение к его профессиональным достоинствам, человека, способного к мудрому, творческому, ответственному и оптимистичному отношению к жизненным коллизиям непростого профессионального сообщества.

(По материалам сайта ИКП РАО)

Центр специального и инклюзивного образования ГОУ ДПО «Дон РИДПО»

Переглядів: 86 | Додав: valeriya | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Имя *:
Email *:
Код *: